Воздушные командные пункты США и РФ
Самолет, который используется для перелетов руководства США и высшего командного состава, в терминологии военных получил довольно необычное название – «Самолет судного дня» (doomsday planes). Воздушные командные пункты National Airborne Operations Center (NAOC) получили свое название в 1994 году.
На сегодняшний день авиация США располагает всего 4 такими самолетами. В основу их разработок положен Boeing 747-200, а сама модель получила название E-4B. Предназначение аппарата – установление связи и перелеты после частичного либо полного уничтожения наземной инфраструктуры при ядерной войне.
До недавнего он считался самой дорогостоящей авиационной техникой, лишь вышедший B-2 Spirit превзошел его в этом показателе. Особенности данного летательного аппарата:
-
В конструкции содержатся специальные фильтры, очищающие воздух от радиоактивных загрязнений.
-
Аппаратура на борту имеет высокую степень защищенности от воздействия электромагнитных импульсов, вызванных применением ядерного оружия.
-
Способен перевозить на борту около 100 пассажиров.
-
Полет в автономном режиме на протяжении недели при дозаправке в воздухе.
-
Один из самолетов постоянно активен и находится в полной боевой готовности.
Отечественная авиационная техника

Как и в случае с американским самолетом, Российская Федерация располагает всего 4 экземплярами этой модели. Их база (ГЛИЦ) располагается на аэродроме Чкаловский. Данные самолеты входят в состав 3 специальной эскадрильи.
В 2015 году была предусмотрена и проведена модернизация одного из 4 бортов – RA-93642, в рамках которой он получил новейшее оборудование.
Технические особенности летательных аппаратов этого типа являются государственной тайной и не подлежат огласке. Очевидно, он располагает всеми видами защиты связи (в том числе и спутниковую). Связь с подводной техникой осуществляется благодаря специальной антенне, расположенной в хвосте. Антенна выпускается и имеет протяженность в 8 км. Создатели минимизировали количество технических отверстий и люков на борту, полностью отказались от установки иллюминаторов.
Летательный аппарат Ил-86 ВзПУ

Далее запланировано создание и производство самолета, который относится к третьему поколению воздушных судов. Его аппаратура будет вновь пересмотрена и доработана. Управление абсолютно всеми видами Военных Сил государства будет производиться из централизованного командного пункта с воздуха. Разработка нового оборудования для бортовой техники производится специалистами НПП «Полет» (входит в корпорацию по приборостроению «Ростеха»).
Аналогов судов, о которых шла речь в этой статье, более нет ни в одной стране мира. Возобновление обоими государствами программы по воздушному командному пункту для контроля вооружения ничего хорошего не сулит.
Смотрите также:
Модернизация инфраструктуры аэропорта Южно-Сахалинск
Модульный самолёт - новая ступень в развитии систем безопасности
Может ли мобильный телефон стать причиной аварии авиалайнера?